«Сирень на окне»
П.П. Кончаловский



Диплом II степени в номинации «Искусствоведение» в Международном конкурсе молодежного и детского творчества «Сюжетно-тематический натюрморт» - 2016.



Григорьева Ольга, 12 лет

Преподаватель Боровых И.В.

ДХШ № 19

Кончаловский Пётр Петрович родился 21 февраля 1876 года в Славянске Харьковской губернии. Частыми гостями в доме были художники того времени: Серов, Суриков, Коровин, Врубель. Судьба талантливого мальчика была предопределена. Он состоялся как художник, удивительно чувствующий мир живой природы. За шестьдесят творческих лет живописец создал около двух тысяч полотен. Пейзажи, натюрморты, портреты радовали взгляд почитателей его таланта. Но больше всего художник любил цветы, именно сирень стала его визитной карточкой. Его называли певцом сирени. Неудивительно, что его именем назван один из лучших махровых сортов сирени.

«Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы», - говорил Кончаловский. Натюрморт занимал в его творчестве важную часть. Таковой является и его картина «Сирень на окне», написанная в 1955 году. Художник писал о своей картине: «В том букете всё живёт, цветёт и радуется!» В обрамлении окна, как в раме, застыла ваза с роскошным букетом сирени. Гроздья сирени распустились белоснежно-голубоватыми, лиловыми, тёмно-красными звёздочками. Пятилистник - звоночек, приносящий счастье, спрятался среди них. Цветочная пена стекает с развесистых веток розовыми, белыми, бордовыми каплями лепестков, наполняя комнату душистым ароматом. Благоухание гордых цветов струится радостью, солнцем, торжеством жизни и всепроникающим светом. Букет таинственных соцветий вспыхивает от лучей солнца какой-то неведомой силой, а потом неохотно и застенчиво скрывает свою красоту в тёмной зелени листьев. Когда смотришь на картину П.П. Кончаловского «Сирень на окне», то в воображении возникает картина жизни за окном. Она непременно привольная, полная красоты и гармонии.

Спешит стремительное лето сквозь июньский избыток зелени и синевы. Листва на деревьях играет, подставляя солнцу то лицевую сторону изумрудной ладошки листа, то бледную изнанку, возмущая ветер, затеявший свою игру с лучами янтарного солнца. Солнечные лучи стекают жёлтыми струями с разомлевшего летнего неба. Птица летит в солнечный зенит, растворяясь в небесном ультрамарине. Сквозняк теребит занавески на окнах. Живописный сад баюкает сонные качели. С соседних дач приглушённо доносится музыка. Июнь, как запущенное колесо, неотвратимо катится к календарному завершению, но бушует сирень, веря в бесконечность будущих дней. Люди, живущие здесь, непременно радушны. Верой, надеждой, милосердием, добром и любовью наполнен их дом.

Натюрморты П.П. Кончаловского жизнеутверждающи и полны живописной силы. Даже веточка сирени возле вазы на столе, как подпись художника на своём полотне этим цветком. Несомненна дань уважения и преклонение перед сиренью, прошедшей через всю творческую жизнь мастера и запечатлённой им более чем в сорока полотнах. Картина «Сирень на окне» дышит счастьем и радостью. Букет сирени, подаренный художником, уносит печаль и тревогу, дарит свет и надежду тому, кто когда-то прожил такое прекрасное лето, тому, кто непременно проживёт его в этом году, тому, кто в будущем встретит такое лето.