«Матери, сестры»
Е.Е. Моисеенко

Многие деятели искусства Советского союза обращались к темам, связанным с Великой Отечественной войной. Одним из них является и Евсей Евсеевич Моисеенко. Художник провел детство в деревне, его наставником был дед. Его картины всегда отличались образностью и передавали всю полноту жизни советских людей. В начале войны художник ушел добровольцем в народное ополчение и потом долгое время находился в концентрационном лагере. Прощание художника с матерью положило начало созданию картины «Матери, сестры». Первый эскиз к картине был создан в 1965году, а сама картина написана за 5 месяцев в 1967г. На картине мы видим женщин, прощающихся с уходящими на фронт. На дороге видны следы колес, пыль еще не улеглась, время как будто остановилось, позволяя нам рассмотреть героев. Им придется вынести «быть может, самое страшное испытание войны — ожидание». Это является подтверждением слов художника — " работа над смыслом вещи — есть работа над формой вещи«.

В данном произведении художник разработал сложное сочетание темных и светлых тонов. Цвета в картине передают характер и настроение героев. Когда мы смотрим на картину, то можно увидеть несколько центров. Первый — фигура женщины, стоящая ближе всех к нам. Ее рука застыла в прощальном жесте, благословляющем покидающих родной дом солдат. Трагичным образом в картине является женщина в черном, стоящая как бы отдельно от всей группы. Она, как видно, уже потеряла кого-то в этой войне, и в ней уже нет надежды. В таком же состоянии находится и фигура в правой части холста. В руках она держит смятый лист — возможно «похоронку». Но совсем иной образ — образ крестьянки, находящийся в геометрическом центре холста. В ее одежде присутствует яркий красный цвет, являющийся самым ярким пятном в картине. На мой взгляд она — символ настоящий русской женщины, которая выстоит любые испытания. Ее крепкое тело контрастирует с хрупкими худощавыми образами, окружающими ее. Эта женщина олицетворяет силу и стойкость, жизнь и надежду. Таким же чистым и светлым образом является молодая женщина в верхнем левом углу картины (доказательством этого является белый цвет ее платья, символизирующий добро). Картину можно сравнить с графическими работами Пророкова «Мать», у «У Бабьего Яра». В героев этих картин также вложена глубокая эмоциональность.

Удлиненные фигуры женщин, загорелые руки, правильные овалы их строгих лиц напоминают каноны древнерусской живописи. Для меня картины Моисеенко привлекательны точным описанием состояния героев.

Когда я смотрю на его полотна, то вместе с героями ощущаю их эмоции и чувства.

Произведения Моисеенко, разные по характеру, жанрам, задачам, живут единым дыханием острого, интенсивного восприятия мира. Художник увлекает зрителя динамикой ситуации, буквально выхваченной из жизни. Образы, представленные нам в картине «Матери,сестры» Моисеенко, с одной стороны передают боль расставания с родными, уходящими на фронт, отчаяние при потери любимых, но с другой вселяет надежду в будущее, в победу, в то, что не все солдаты погибнут на войне, они вернутся, несмотря на все испытания, женщины дождутся их и жизнь снова станет прежней.