«Победа»
Е.Е. Моисеенко

Передо мной картина Евсея Евсеевича Моисеенко «Победа». Когда я увидела её в первый раз, мне бросилось в глаза несоответствие содержания картины моим ожиданиям при прочтении её названия. Ведь слово «победа», как правило, вызывает в воображении образы ликующих людей, радость, праздничный, согревающий огонь и долгожданный просвет во тьме войны.

Однако у Моисеенко совсем иная мысль. Изображая на своей картине две нечёткие мужские фигуры, двух солдат, один из которых погибает прямо на руках другого, вызывая у живого крик отчаяния, художник переворачивает представление о Победе.

Написав её столь необычно — в тёмном колорите, с контрастно-светлыми фигурами солдат на мрачном фоне истерзанного войной здания, с болью и смертью в сюжете, Евсей Евсеевич показывает нам обратную сторону Победы — её цену. Ценой были разрушения, голод, страх, непосильный труд и, что самое страшное, человеческие жизни. И картина, пропитанная ненавистью к войне, прекрасно это передаёт.

Возможно, Моисеенко удалось так ясно показать ужас войны потому, что ему самому пришлось его прочувствовать и понять, пока он был в плену, в который попался на подступах к Ленинграду. Кто же может описать кошмар, рождённый войной, более точно и ярко, чем человек переживший его? Ценой виденного Евсеем Евсеевичем мы можем узнать, что было ценой Победы.

Сейчас это трагическое произведение находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. И я считаю, что в ожидании Праздника Победы — 9 Мая, нам стоит не обвязываться оранжево-чёрными лентами, а прежде всего, рассмотреть и ощутить эту картину и картины, подобные этой, чтобы получить новое понимание событий 1941-1945 годов и праздников, им посвящённых.