«Весной в саду»
П. А. Чернов



Теплова Мария – Лауреат I степени III городской Олимпиады по истории изобразительного искусства, посвящённой 100-летию города.



Преподаватель Боровых Инна Владимировна, ДХШ №19 г. Кемерово

Перед нашими глазами картина выдающегося кемеровского художника Павла Афанасьевича Чернова «Весной в саду», написанная в 1993 году. П.А.Чернов (1926-2005) – один из первых кемеровских художников старшего поколения, получивший высшее профессиональное образование (1945-1951гг. – институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде). Несмотря на полученное образование, художник пишет не только в академическом стиле, соблюдая композиционные законы и чёткость форм. Мы также можем встретить работы, написанные и в пленэрной, и даже в декоративной технике. «Весной в саду» – пейзаж, написанный именно в декоративной манере. Данный жанр в творчестве Чернова встречается не так часто, основную роль в его жизни играют портреты, бытовые сюжеты, натюрморты.

Картина «Весной в саду» является одной из самых интересных и непохожих на остальные работы в творчестве художника. Всё пространство полотна заполнено мелкими мазками, он пишет, используя чистые цвета, которые представляют собой живописную мозаику. Нет чётких границ и строгости форм, есть только цвет: яркий, сочный. Весь холст усыпан цветущими тюльпанами разнообразных оттенков, которые создают красочный ковёр. Над ними возвышаются два изящных деревца: сирень и яблоня. Композиция будто разделена на две части: с одной стороны располагается белая, переливающаяся яблоня, а с другой – сирень, написанная голубовато-фиолетовыми, более холодными цветами. Глядя на эту картину, мы можем почувствовать свежесть, аромат цветов, которые написал П.А. Чернов. Живописец смог донести до зрителя эту жизнерадостную атмосферу, которую приносит весна. Весна – время расцвета сил, новых начинаний, это время года, когда приходит вдохновение и мотивация к жизни. Кто, как ни П.А.Чернов может ценить каждый момент, каждую секунду, которую ему приходилось прожить. Человек, прошедший войну и знающий, что такое смерть, не может упускать возможность порадоваться любому состоянию природы, особенно такому, как цветение. К 1990-м годам Чернов всё больше уделяет внимания пейзажу и декоративной манере. Она становится близка его душе, художник не хочет думать о своей старости, поэтому и выплёскивает свои эмоции и восхищение жизнью на холст, не соблюдая академические законы живописи. Но это не значит, что он забыл то, чему его учили. Художник всегда был предан реалистической школе живописи.

Современником Павла Чернова был другой известный пейзажист кемеровской области – Виктор Зевакин. Два ярких самобытных художника, прославляющих родной край. Картины В.С. Зевакина отличаются своим колоритом, с преобладающими тёплыми оттенками, и своими сюжетными особенностями. Если у Чернова мы видим цветущий сад, цветочные букеты в натюрмортах, то у Зевакина «любимые героини» – берёзы и рябины с красными гроздьями, старинные русские бревенчатые дома, украшенные резными наличниками. Оба художника любили писать весну. Посмотрим, к примеру, картину Виктора Зевакина «Март. Переславль-Залесский». Тоже весна на картине. Но манера письма художника, краски и техника исполнения весеннего пейзажа другая. Виктор Зевакин пишет более монументально, цельно.

П.А. Чернов известен, прежде всего, своими портретами, в которых точно передано внутреннее эмоциональное состояние человека. «Портрет учительницы Пономарёвой», «Портрет девушки», «Колхозница» и другие работы, написанные мастером, составили целую галерею людей Кузбасса. При этом Павел Чернов мало кому знаком как художник, пишущий не в палитре сдержанных цветов, а выплёскивающий своё восхищение цветущим садом на холст в ярких красках без соблюдения академических основ. П.А. Чернов – тот художник, что может придать и натюрморту, и пейзажу своё настроение, он оживляет каждый предмет, написанный им, даже если это обыкновенная яблоня или простой кустарник. Главное для мастера радость жизни во всех её проявлениях.