«Тайга. Бурелом»
В. Д. Вучичевич-Сибирский



Гальцева Светлана – обладатель Гран-при III городской Олимпиады по истории изобразительного искусства, посвящённой 100-летию города.



Преподаватель Боровых Инна Владимировна, ДХШ №19 г. Кемерово

Вучичевич-Сибирский В.Д. – один из первых русских художников, который в своем творчестве обратился к теме сибирской природы. Подобно своему современнику Чоросу-Гуркину, воспевавшему природу Алтая, Вучичевич-Сибирский посвятил большую часть своего творчества природе Сибири. Как известно, художник родился на юге России, в Харьковской губернии, однако, переехав жить в Сибирь, поселился сначала в Томске, а позже в Кузнецком уезде Томской губернии. К своей фамилии он добавляет приставку Сибирский. Это было сделано не только для того, чтобы отличаться от своего брата – художника Евгения Вучичевича, но и как показатель своего восхищения перед мощью и красотой сибирской природы. В творчестве художника, судя по оставленным каталогам, было много пейзажей. От лунных, которые он наблюдал в телескоп в своей собственной обсерватории, до таёжных, среди которых он находился, переехав жить на заимку недалеко от села Калашное Крапивинского района.

На картине «Тайга. Бурелом» мы видим его излюбленный мотив – сибирскую тайгу. Эта картина, написанная маслом на холсте, поражает зрителя и притягивает взгляд. Композиционно полотно разделено по диагонали на два равных треугольника. На первом плане мы видим последствия недавней бури. Хаотично поваленные деревья, сухие ветви и травы. Дальний план представляет собой спокойную и безграничную широкую лесную даль, манящую голубыми просторами. Этой работой художник образно показывает, как в природе сочетаются динамика и статика, представляя собой единое целое пространство сибирской тайги. Приковывает внимание зрителя сосна, возвышающаяся над буреломом и буквально «горящая» золотом в последних лучах заходящего солнца.

Вучичевич-Сибирский использует самые разнообразные цвета для передачи этих образов: изумрудные, бирюзовые, холодно-голубые, болотные и тёплые, жёлтые и охристые оттенки составляют лесную массу. Кажется, что смотря на картину, можно уловить звуки леса, запах влажной листвы и сосновой смолы, почувствовать свежесть ветерка и тепло летнего вечера. Безоблачное светло-жёлтое небо, уходящее в розово-сиреневую закатную даль, представляет собой одно из изменчивых состояний природы, к которым так любил обращаться художник. Картина написана в характерной для Вучичевича-Сибирского манере: широкие мягкие мазки, плотность которых возрастает от краёв холста к центру.

В истории русской живописи конца 19-го-начала 20-го века известен ещё один «певец русского леса» – И.И. Шишкин, под влияние которого, несомненно, попал В.Д. Вучичевич-Сибирский. Однако их техники отличаются, несмотря на то, что оба художника работали в реалистической манере. Работы Шишкина более графичны и строги по сравнению с мягкими живыми полотнами Вучичевича-Сибирского.

Известно, что художник за свою жизнь написал более двухсот полотен, однако сохранилось только около пятидесяти, часть из которых находится в Кемеровском областном краеведческом музее, а также в музеях сибирских городов и частных коллекциях. Большая заслуга в этом искусствоведа и историка Кушниковой М.М., благодаря которой работы живописца были отправлены в реставрационное отделение в Иркутске. В настоящий момент полотна удалось сохранить и донести до зрителя творчество великолепного художника В.Д. Вучичевича-Сибирского, чей 150-летний юбилей будет отмечаться в следующем году.