«Северная Венеция»
В. С. Зевакин



Мандрова Татьяна – Лауреат II степени III городской Олимпиады по истории изобразительного искусства, посвящённой 100-летию города.



Преподаватель Боровых Инна Владимировна, ДХШ №19 г. Кемерово

Виктор Зевакин – один из самых значимых художников Кузбасса. Он много путешествовал по России, прославляя в своих работах красоту Родины. Картина «Северная Венеция» была написана в Тобольске, где художник неоднократно бывал, проезжая по городам Сибири и Русского Севера. Виктор Зевакин, как любитель суровых сибирских пейзажей, отсылающих к русской старине, приехал в этот город за духом 16-го века, когда Ермак со своими казаками осваивал эти земли, ведь Тобольск – центр освоения Сибири, один из первых русских сибирских городов. Однако пейзажист получил совсем не то, что хотел. Приехав в древнюю столицу Сибири, художник станет свидетелем грандиозного зрелища. Город стоит на слиянии двух рек: Иртыша и Тобола. Живописец, приехавший за русской стариной, оказался в центре страшного наводнения. Впечатлённый увиденным, художник пишет затопленную землю во всей красе разгулявшейся стихии. Наблюдение натиска разбушевавшихся вод, несущих несчастье людям и одновременно вызывающих невольное восхищение силой природы, обогатило жизненный опыт мастера. Состояние природы соответствовало и внутреннему настроению художника и его живописному стилю, который сам Виктор Зевакин называл «суровый реализм».

Сюжет картины прост. На холсте изображен пейзаж, где не на шутку разыгралась водная стихия. Пастозно широкими мазками пишет автор деревянные дома, бревенчатые избы, уходящие под воду. Меж ними скользят тёмные почерневшие ладьи, на которых спасаются горожане, причаливая к ещё не ушедшим под воду островкам земли. Композиционно картина разделена на несколько планов. На первом плане изображены фигурки людей, находящихся в лодках. Написаны они обобщённо. Одни пестрят яркостью одежды, другие чуть ли не сливаются с фоном. Спасительным оплотом выступает пожелтевшая земля, на которую взгромоздилась серая стена старого деревянного дома с белеющими рамами близко посаженных окон.

На втором плане изображены дома, которые приобрели синие тёмные рефлексы от подступающей неспокойной воды, которая является одним из главных персонажей картины. Художник использует по большей части сизые оттенки, будто настраивающие на грустный лад. Водная поверхность написана мастерски. Фактурные широкие мазки, обилие тончайших переходов цвета, экспрессия, с которой написаны водная поверхность, отражения в воде, выдают Зевакинский стиль. Избы написаны, словно они живые существа со своими переживаниями и чувствами. Серые крыши домов и стены, охристые на свету и иссиня тёмные в тени, составляют немного расплывающуюся форму, а окна с ужасом вглядываются в водную глубь, поглощающую тела зданий. Нечёткими прямоугольниками смотрятся трубы домов и тонущие заборы. На самом дальнем плане виднеются неподвижные коричневые пригорки и пасмурное небо. Они равнодушно глядят на происходящее.

Название картины «Северная Венеция» символично. Поглощённая наводнением улица и правда напоминает каналы итальянские города, а чёрные продолговатые лодки – гондолы. Но если для Венеции обилие воды привычно, то для Тобольска это явление – катастрофа. Живописное полотно по технике исполнения похоже на другие работы художника по своей эмоциональности, фактурности мазков, суровости образов («На крыльце», «Река Мста», «Ледоход»). А также по обращению к теме истории древних русских городов (Торжок, Переславль-Залесский, Псков и др.).

Картина имеет своё настроение. Природа, демонстрирующая свою свободу, всегда восхищала художника. Так и здесь, разлив реки заставляет бояться и очаровывает одновременно. Потемневший город, дома, безмолвно уходящие под воду, говорят о безысходности, покорности разгулу стихии. Чувство опасности, надвигающейся беды, рождает восхищение необузданной силой воды. Самобытность и мощь матушки-Природы подталкивают к желанию впитывать эти качества и наслаждаться ими, невзирая на разрушительный характер стихии. В этом есть суровость и неповторимость «Северной Венеции» – древнего сибирского города.