• Декоративный натюрморт

  •  



  • Мастер-класс Горюткиной Жанны Владимировны

    преподаватель художественного отделения МАОУДО «ЦДШИ»

    учебный предмет «Композиция»

     

    Предлагаемый мастер-класс разработан для факультативных занятий взрослых учащихся по программе двухлетнего обучения. Выполнить композицию на тему «Декоративный натюрморт» не просто, имея всего один учебный час в неделю. Необходимо так организовать этапы выполнения задания, чтобы каждая минута использовалась рационально. Дано немного времени на поиск темы и разработку эскиза, учащиеся имеют возможность заниматься композицией только на занятиях. Необходимо заинтересовать их творческой работой на основе декоративных приемов, им важно научиться сочинять и выстраивать композицию. Выбрано одно из возможных решений задания - делать разработку композиции декоративного натюрморта на основе художественной фотографии. Учащиеся выбирают фотографию тематического натюрморта, используя приемы стилизации, выполняют декоративный натюрморт.


    Для выполнения стилизации выбраны натюрморты с изображением рыбы и кухонной утвари



    В христианской религии рыба является символом жизни и символом Христа. В современном искусстве изображение рыбы занимает определенное символическое значение, часто трактуется как образ человека. Чтобы заинтересовать учащихся, проводится небольшая беседа о символизме в натюрмортах Малых голландцев.


    Постановка имеет горизонтальную компоновку, поэтому предметы невысокие, выстроены в одну линию, что дает возможность компактно расположить их в формате. Центром композиции является рыба, лежащая на доске. Рыба имеет красивую серебристую чешую. Цвета натюрморта - серый, серебристый, охра, коричневый, зеленый – создают атмосферу покоя и философских размышлений.


    Прежде чем перейти к стилизации предметной среды в натюрморте, необходимо дать характеристику предметам, подчеркнуть их смысловые особенности. Весь натюрморт с первого взгляда составлен так, чтобы направить мысли зрителя в сторону бытового сюжета – на столе, на разделочной доске лежит рыба, возможно, предназначенная для приготовления обеда. На эти мысли также направляет большая металлическая кастрюля стоящая рядом и половник. На заднем плане - графин с вином, что подчеркивает гастрономический характер натюрморта. На переднем плане лежит деревянный кухонный нож. Мысли о готовящейся ухе навевают лежащие на столе лавровые листики и репчатый лук. Одна луковица уже разрезана и говорит о близости пиршества. В целом организованный предметный мир рассказывает о сюжете натюрморта. Однако рыба настолько красивая, ее чешуя блестящая и чистая, что при ее рассмотрении появляются определенные размышления. Поэтому возникает желание оживить ее в натюрморте, нарисовать так, чтобы ее жизнь продолжалась, так как рыба красива и органична. Но если вспомнить о христианской символике рыбы, то можно направить учащихся на определенные размышления, они смогут изобразить стилизованный натюрморт, который будет вызывать у зрителя философское настроение.


    Приступая к стилизации, необходимо определить, что композиционным смысловым центром является рыба, все снимание потенциального зрителя должно быть направлено на нее. Как и в оригинальном варианте натюрморта, рыбу необходимо расположить посередине.


    Первый этап работы – рисование линейных эскизов для поиска характерной формы предметов, подчеркивающих главную идею – показать эстетический и философский характер центрального предмета. В первом варианте эскиза рыба изображена с загнутым хвостом, передающим движение рыбы в воде, это придает динамичность натюрморту. В этом варианте все предметы изображены реалистично, но обобщены детали: кастрюля, половник, графин, луковицы. Сохранены пропорции предметов, но благодаря обобщенности и изменению перспективы разделочной доски натюрморт выглядит стилизованным, повторяющий в чем-то натуру, но имеющий стилистические особенности



    Анализируя эскиз, становится понятно, что для того, чтобы усилить акцент на главном предмете, необходимо использовать больше пластических изменений в предметах. Во втором варианте стилизации натюрморта используется другой прием – трансформация предметов, изменение их формы



    Разделочная доска, на которой стоит тарелка с рыбой, сама тарелка и, наконец, рыба, изображены фронтально, без учета линейной перспективы. Благодаря этому все внимание потенциального зрителя направлено на середину картины, так как образуется большая, активная форма. Круглая большая тарелка привлекает внимание, а рыба, лежащая по диагонали, придает динамику всему изображению. Форма самой рыбы тоже подверглась трансформации – рыба изображена обобщенно, имеет симметричный силуэт, рот и глаз нарисованы схематично, полоски на чешуе создают повторяющийся несложный узор. Все это дает возможность воспринимать рыбу не как конкретный гастрономический объект, а как рыбу вообще, то есть как символ. И остальные предметы подчеркивают эту схематичность: графин с вином имеет правильную форму, пробка нарисована тоже фронтально. Висящая на заднем плане клетчатая драпировка изображена схематично – отсутствуют складки и клетки имеют правильную квадратную форму. Конструкция ножа тоже упрощена, сделан акцент на удлиненной форме. Луковицы потеряли индивидуальность, они изображены в виде окружностей. Появившаяся условность и схематичность форм разных предметов, отсутствие линейной перспективы передают натюрморту некоторую условность, строгость и стройность ритма. Каждый предмет имеет четкую форму и определенное местоположение. Анализируя эскиз, становится ясно, что этот вариант лучше выражает основную идею, но ему необходима доработка.


    В третьем варианте необходимо убрать ненужные детали и подчеркнуть главное. Предметы сохраняют свою схематичную форму



    Следующий этап – на основе последнего, наиболее удачного линейного эскиза, выполнен цветовой эскиз. В данном эскизе решаются две основные задачи: во-первых, необходимо найти соответствующий идее колорит; во-вторых, обозначить основные тоновые и цветовые пятна. Как правило, такой эскиз тоже носит обобщающий характер и не учитывает цветовые нюансы



    Основные цвета: серебристо-серый, бледно-желтый, охристый, терракотовый, коричневый, травянисто-зеленый сохраняют создают атмосферу покоя, стабильности, философского настроения, приглушенный колорит - это естественные цвета природы, они вызывают определенные ассоциации. Однако рыба, расположенная по диагонали, настраивает на динамичное решение, а значит, необходимы контрасты. Травянисто-зеленый и фиолетовый подчеркивают контраст между темным коричневым фоном и очень светлой тарелкой и рыбой.


    В эскизе найдена форма каждого предмета, найден общий колорит и локальный цвет каждого предмета. Теперь необходимо перевести композицию в подготовленный формат А3. Используется известный метод переноса рисунка – по горизонтали, вертикали и диагоналям, пересекающимся в центре формата



    Этот способ удобен для композиций, имеющих не очень большое количество элементов. Используя пропорциональность размеров и местоположение предметов по отношению друг к другу, прорисовывается контур



    Начинается выполнение композиции в цвете гуашью. Так как это декоративный натюрморт и изначально ставилась задача выполнения стилизованного натюрморта, сразу исключается применение живописных приемов: характера мазка, цветовых растяжек, рефлексов, плановости, световоздушной среды. Необходимо организовать двухмерное пространство картинной плоскости. Важно, чтобы цвет был локальным с небольшим диапазоном тоновых градаций. Так как общий колорит уже разработан в эскизе, начинать можно с любого участка композиции. Необходимо заложить сначала основные цвета фона – это охристый и коричневый, их доля наиболее весома и влияет на общий колорит



    Следующий этап - организация основных цветовых отношений. Добавлены серый, зеленый, градации других оттенков фона и предметов



    Появилось много цветов, необходимо между ними найти равновесие и организовать гармоничные отношения холодных и теплых оттенков



    Среди теплых цветов доминируют охра, коричневый и светло-желтый, к ним присоединился травянисто-зеленый. Для создания равновесия использованы холодные – серо-голубой и светло-голубой цвета. Серый цвет является нейтральным, но в данном случае работает в качестве холодного.


    Следующий этап - организация отношений светлых и темных оттенков. Светлая тарелка и темный фон должны быть связаны между собой с помощью других цветовых отношений, чтобы сохранить определенный колорит



    Разделочная доска, кастрюля, стол приобрели дополнительные оттенки: светло-коричневый, фиолетово-коричневый, терракотовый, светло-желтый, светло-зеленый и другие. Это помогло в целом уравновесить светлый, средний и темный тона в композиции.


    Когда в натюрморте каждый предмет приобрел свой цвет, проявился общий колорит, появилось равновесие между цветами, возникла необходимость организации отношений света и тени. Несмотря на то, что натюрморт существует в двухмерном пространстве, важно помнить, что форма предметов в реальном мире проявляется во взаимодействии света и тени. И взгляд человека это всегда фиксирует. Мы знаем, что если есть свет, то должна быть и тень. Если в натюрморт добавить тени на плоскости, которые отбрасывают предметы, они приобретут большую выразительность, так как будет создана иллюзия существования особого пространства в натюрморте. После организации теней, появилась иллюзия объема, «вещность», «материальность» предметов



    Натюрморт приобрел определенный колористический и стилистический характер. Созданный колорит организован так, что насыщенный темный фон оттеняет светлый центр натюрморта – тарелку и лежащую на ней рыбу, поэтому все внимание потенциального зрителя будет направлено к главному предмету. Основная задача решена. Но не хватает тонкой прорисовки деталей, которая подчеркнула характер центра композиции, главного предмета. Если ввести эту мелкую прорисовку в изображение рыбы, больше проявится ее силуэт, это подчеркнет ее образность. Для этой задачи выбран сложный холодный фиолетовый оттенок. Тонкие темные линии на светлом фоне визуально выделяют центр композиции, фиолетовые тени от предметов подчеркивают светлый теплый тон тарелки, визуально выделяют теплые предметы, лежащие на столе: нож, луковицы, лавровые листики, они яснее проявляют свои силуэты и гармонично дополняют общий ритм композиции



    Работа над натюрмортом завершена. Необходимо вернуться к оригинальному натюрморту и сравнить его с полученным результатом.


    Стилизация натюрморта выполнялась, используя трансформацию предметов, упрощение их формы путем исключения перспективных сокращений. Все предметы изображены фронтально. Организован колорит сдержанных цветовых отношений, создающий у зрителя определенные цветовые ассоциации, связанные с живой природой и предпосылки к философским размышлениям. Композиционный центр – тарелка и лежащая на ней рыба – является основным компонентом композиции, она тщательно прорисована, создан символичный образ, что придает натюрморту философскую направленность.