• Мастер-класс «Методы изображения в изобразительном искусстве»

  •  



  • Мастер-класс, проведённый А.Г. Алпыспаевой

    преподаватель спец. дисциплин МАОУДО «Детская школа искусств № 19»

     

    I. Светотеневой метод изображения.


    Взаимодействие предмета и пространства. Линейная перспектива, как способ изображения пространства. Светотеневому методу присуще боковое освещение. Классическое изображение рисунка, живописи.


    Задачи:


    1. Контрастные по тону цветовые отношения (черные (темные) и белые (светлые) предметы).


    2. Сближенные по тону цветовые отношения (теплые или холодные).


    - земляная гамма (теплая/холодная);

    - спектральная гамма;

    - цветовая доминанта.


    3. Группы предметов или фигура на светлом/темном.


    II. Локальный метод изображения.


    Нет четкого прямого освещения. Локальный - природный, натурный цвет. Сохранение локального цвета на свету и в тени. Предметы, фигура, плоскости цельны, локальны. По мере перспективной удаленности меняется тон. Главное цвет и тон. Возрождение - нет рефлексов.


    Задачи:


    1. Контрастные по тону цветовые отношения (черные (темные) и белые (светлые) предметы).


    2. Сближенные по тону цветовые отношения (теплые или холодные).


    - земляная гамма (теплая/холодная);

    - спектральная гамма;

    - цветовая доминанта;


    3. Группы предметов или фигура на светлом /темном/декоративном фоне.


    4. Фактура.


    III. Пространственно-цветовой метод изображения.


    Цвет выполняет конструктивную функцию, показывает движение пятна в глубину или на зрителя. Освещение присутствует. Связь между формой и цветом. Понятие о цветовом силуэте. По мере перспективной удаленности меняется теплохолодность - цвет ближе и дальше (коричневый ближе, голубой - дальше). Пространство выявляется за счет цвета. Например импрессионизм.


    Задачи:


    1. Контрастные по тону цветовые отношения (черные (темные) и белые (светлые) предметы).


    2. Сближенные по тону цветовые отношения (теплые или холодные).


    - земляная гамма (теплая/холодная);

    - спектральная гамма;

    - цветовая доминанта;


    3. Группы предметов или фигура на светлом /темном/декоративном фоне.


    4. Фактура.


    IV. Cилуэтно-плоскостной метод изображения.


    Цвет и цветовой силуэт, как эмоционально-образный фактор изображения. Нет иллюзий пространства. Главное - линия, пятно, силуэт, ритм, симметрия, ассиметрия, орнамент, декоративность. Прямой свет, яркие, цельные, окрашенные фоны, контражур.


    Задачи:


    1. Контрастные по тону цветовые отношения (черные (темные) и белые (светлые) предметы).


    2. Сближенные по тону цветовые отношения (теплые или холодные).


    - земляная гамма (теплая/холодная);

    - спектральная гамма;

    - цветовая доминанта;


    3. Группы предметов или фигура на светлом /темном/декоративном фоне.


    4. Фактура.


    Изначально ставим задачи, а после думаем, каким методом изображения пользуемся в работе.


    - С позиции графического средства:


    1. Силуэт - ч/б;

    2. Светотень;

    3. Линия;

    4. Фактура, пятно;


    В живописи + цвет-1,2.


    - С позиции качества предметов:


    1. Большое и маленькое - разница отношений;

    2. Материальность разная или подобная (гипс и живая голова);

    3. Тональный контраст - тонально сближенные отношения;

    4. Подобные по форме (чайники) - разные по силуэту(выявление характеров);


    В живописи + цвет-1,2.


    - С позиции ритма:


    1. Тоновой

    - Количество б/с/ч в листе, развитие б /с/ч;


    2. Тоновое напряжение

    - Лист белый, серый, темный;


    3. Динамичное, пассивное движение;


    4. Замкнутое, разомкнутое пространство (выносные элементы);


    5. Движение горизонтальное, вертикальное, встречное, одностороннее.


    - С позиции расположения в листе, масштаб и пропорции:


    - Количество верха и низа;

    - Окружающей среды много/мало (фрагмент);

    - Формат – горизонталь, вертикаль, квадрат.


    - С позиции способа изображения:


    1. Локальный;

    2. Светотеневой;

    3. Декоративно-плоскостной;

    4. Пространственно-цветовой;

    5. Силуэтно-плоскостной.



    Список литературы.


    1. Аксенов Ю., Левидева М. « цвет и линия»,М., Сов.Худ.,1976


    2. Учебное пособие для вузов,М., Владос, 2001


    3. Устин В. «Композиция в дизайне», М., Аст, Астрель, 2008


    4. Каталог «Кафедра графики» Красноярский Государственный художественный институт, 2002, 2010


    5. Стародуб К.И., Евдокимов Н.А. «От реалистического изображения – к условно – стилизованному. Рисунок и живопись., 2011


    6. Дагаднян К. «Декоративная композиция», Феникс, 2011