• Методические рекомендации: «Варианты работы над серией, диптихом, триптихом, блоком и т.д.»

  •  



  • Методические рекомендации по предмету «Композиция» на тему: «Варианты работы над серией, диптихом, триптихом, блоком и т.д.»

    преподаватель спец. дисциплин МАОУДО «ДШИ № 19» Алпыспаева Альфия Галимовна

     

    Данная работа представляет собой предложения по методическому ведению работы по теме – серия работ, что позволит понять различие между серией, триптихом, диптихом, блоком.


    Цель – формирование умения композиционно, пластически организовать лист, используя все технические средства, а затем итоговый вариант, в данном случае, серии, организованный из нескольких листов, перевести в материал (глина, линолеум, литографский камень, дерево, цинк).


    В начале своей работы мы определяемся с темой, над которой собираемся работать. Вынашиваем идею, мысли для воплощения, а затем переходим непосредственно к практической работе, применяя все технические методы исполнения и способы. В данном случае рассмотрим вариант работы над натюрмортом.


    Для выполнения серии применяется вспомогательный наглядный материал в качестве сложноорганизованного натюрморта.


    Для начала разберемся, что такое «серия». Серия - это ряд произведений, связанных единством смысла. Серия может состоять из двух и более листов как самостоятельно развитых композиционно, так и сочетающихся вместе.


    Отличие серии от диптиха и триптиха очевидны. Диптих – произведение изобразительного искусства, состоящее из двух картин. Как правило, объединенных общей идеей, темой, сюжетом, выполненных в одной технике.



    Триптих – композиция, состоящая из трех частей. Обычно триптих представляет собой основную центральную часть композиции, фланкированную двумя боковыми.



    Для более ясного понимания создания серии выполняется ряд упражнений: на силуэт, на линию, на пятно, на фактуру и т.д. Такие упражнения дают возможность быстрее и легче воспроизвести композиционный замысел, выбрать материал, а также техническое исполнение.


    Затем полученные навыки используем в разработке серии, где листы должны отличаться друг от друга по своему ритму, тональной нагруженности, пластике. Композиция предполагает формальное решение изображения, декоративно – плоскостное.



    Начинаем с упражнений.


    1 упражнение.


    На силуэт. Выигрышная композиция выявляется либо черным пятном на белом, либо белым пятном на черном. Данное решение можно выполнить, поставив натюрморт на контражур. Это упражнение способствует цельному видению натурного материала, умению четко видеть силуэт.



    2 упражнение.


    На линию. Удачная композиция исполняется только линией. Линии различаются между собой толщиной, пластичностью, также может быть вариант как черное на белом, так и наоборот. Данное упражнение развивает пластическое мышление.



    3 упражнение.


    На фактуру. Третий вариант упражнения решается путем использования фактуры. Для смелости можно выполнить несколько фактур формата 8см х8см, используя абсолютно любой подручный материал (губки, палочки, мятые бумажки и т.д.) путем оттисков, монотипии, заливок и т.д. Фактура имеет свойство насыщенности тона, поэтому при работе над натюрмортом этот момент нужно учитывать. Натюрморт выполняется исключительно фактурой от самой светлой до самой темной.



    4 упражнение


    Ритм черного, белого, серого. Четвертый вариант упражнений заключает в себе ритмическое использование черного, белого, серого пятен (серый в качестве фактуры). Упражнение помогает развивать образно – эмоциональное пластическое решение.



    5 упражнение.


    Ритм черного, белого, серого и внедрение цвета. Упражнение представляет собой усложненный вариант с использованием цвета (1- 2). Возможно, использовать, так называемую «подложку». В данном случае разыгрываются не только пятновые ахроматические цвета, где серый как фактура, но и дополняется цветовое решение. Выражение настроения композиционной работы через дополнение цветом. Использование цвета может быть доминантой или общим колоритом работы.



    Упражнения могут сочетаться между собой либо дополняться иными задачами, например:


    1. общий свет, общая тень



    2. общий свет, общая тень и растр (одинаковый модуль фактуры).



    3. черное пятно (белое) и линия.



    4. рельеф – выявление главного светом.



    5. ритм черного и белого.



    Следующим этапом становится разработка композиции в листе, выбор формата, количество листов их сочетание. Поиск происходит в работе над форэскизами, где выясняется концепция темы, формальный пластический язык, метод исполнения, выбор материала.


    После отбора выгодных по ритму и пластическому решению композиций работа переходит в чистовой вариант.



    Соответственно данный подход помогает найти мотивацию для переноса серии в материал в виде панно, декоративных пластов, блюд, плиток и т.д.


    Список литературы.


    1. Стародуб К.И., Евдокимов Н.А. «От реалистического изображения – к условно – стилизованному. Рисунок и живопись., 2011


    2. Устин В. «Композиция в дизайне», М., Аст, Астрель, 2008


    3. Учебное пособие для вузов, М., Владос, 2001


    4. Дагаднян К. «Декоративная композиция», Феникс, 2011


    5. Аксенов Ю., Левидева М. «цвет и линия», М., Сов.Худ., 1976


    6. Каталог «Кафедра графики» Красноярский Государственный художественный институт, 2002, 2010