• Сделай искусство победителем

  •  

  • Сделай искусство победителем

    (из опыта проведения конкурсов по изобразительному искусству для одаренных детей)

    Почетный работник общего образования Российской Федерации

    Заместитель директора по УВР МАОУДО «ДХШ №19» г. Кемерово

    Ирина Дмитриевна Белокриницкая

     

    Творческое самовыражение непременно требует признания и высокой оценки, которая подпитывает и придает сил для новых свершений. Что в этом случае может быть лучше конкурса, создающего ситуацию здоровой конкуренции и стимулирующего на дальнейшее развитие. Но как сделать так, чтобы конкурс превратился из заурядного мероприятия в настоящий праздник?


    Опыт работы художественных школ показал, что традиционные художественные конкурсы-выставки столь распространенные ранее, изживают себя. Современное творящее сознание требует более сложных и многообразных путей для самореализации. Наши художники выросли из подобных мероприятий и жаждут новых открытий. Дружный коллектив школ художественного образования города Кемерово в составе двух художественных и трех школ искусств с художественными отделениями, решил объединиться и утвердить собственный вариант творческих праздников, задав свой темп и направление развития искусства и форм его представления зрителю. В роли инициатора проведения конкурсов новой формации выступила ДХШ №19, а во главе «организационного центра» и генератором прогрессивных творческих идей заведующая городской методической секции художников: заместитель директора по УВР, преподаватель ДХШ №19 Белокриницкая Ирина Дмитриевна.


    На основании созданного положения и сценария конкурса все школы-участники должны были выполнять четко определенные функции, «предоставляя» своих педагогов и учеников из разных сфер искусства: актеров, сценаристов, танцоров, музыкантов, певцов и декораторов. Все отделения школ искусств и художественных школ были задействованы в организации и оформлении единого праздничного действа, существующего по вечным законам творчества.


    111

    «Ярмарка»
    Нарядили они чучело распрекрасное, платками да лентами украшенное, узорами расписанное. Обрядили его в платье русское, всё духом народным пропитанное. Коробейники по рядам хаживают, всех блинами сладкими уваживают. А блины-то масляные, ярче солнца горят, слаще меда на устах тают. Скоморохи гостей дорогих встречают песней-пляскою, да в места нужные провожают с приговорками.



    В такой торжественной и радостной атмосфере праздника и состоялся ряд конкурсных состязаний между юными художниками Кемерова. Устроители конкурса не ограничивали участников формой выражения их художественных способностей. Как правило, работы оценивались по нескольким номинациям, например: конкурс рисунков, масок, шляп и костюмов («Зимняя сказка»); конкурс рисунков, ковров, нарядов и дворцов («Русские узоры») и т.д. Первой попыткой реализации новаторских замыслов стала «Зимняя сказка», где ребята демонстрировали умение творчески подойти к разного типа заданиям и имели возможность в полной мере проявить себя в их выполнении.


    Специфика конкурса соответствовала его названию: сказочная атмосфера не покидала сцену, на которой разворачивалось настоящее представление. На сцене под музыкальное и словесное сопровождение появлялись учащиеся из разных художественных школ и школ искусств города. Они демонстрировали свои очаровательные костюмы и фантастические шляпы, которые сделали своими руками под руководством преподавателей. Эксперимент удался – начало положено.


    Вслед за этим по пути усовершенствования полученного опыта педагогами школ был рождён следующий проект – «Ярмарка». Конкурс интересный не только яркостью оформления и сюжетной канвой, но и невероятной экспрессивностью и особым настроением: удаль русской души, согбенная ритмом жизни современного человека, наконец, получила возможность освободиться от своих оков и устремиться в сказочный мир народного творчества.

    На волне возрождающегося интереса к национальным истокам поэтического осмысления мира и воскрешения народной культуры и традиций был подготовлен конкурс-праздник «Русские узоры». Его разработка отняла достаточно много времени и сил, но полученные результаты оправдали ожидания и в полной мере искупили затраченные усилия.


    «Русские узоры»
    Возвращались мастерицы веселые в палаты государские с заданием выполненным, представляли результаты трудов своих усердных. Что ни платье – то красота дивная, что ни ковер – то полотно распрекрасное, что ни дворец – хоромы царские. Красны девушки в сарафанчиках, словно паву, деву вывели под ручки белые, под песню славную. Головной убор был расшитый весь, гобеленом и тесьмой вышит мастерски. Воротник стоит накрахмаленный, высоко над челом поднимается. Стройный стан ткань парчовая опоясывает. А халат-то был непростой совсем, он с хитринкою да задоринкой. Так снимали с ней тот наряд тканый, а под ним – второй, лучше прежнего, из колец он весь глиняных, тонкой кожею перевязанных. Он гремит да позванивает, точно музыкой зачаровывает. И кружится она, пританцовывает, рукавом, как крылом, мерно взмахивает, как царица по половицам прохаживается.



    Ребята с огромным удовольствием и завидной активностью включаются в такого рода мероприятия. В рамках подобных конкурсов-праздников каждый из них имеет возможность создания и представления собственного, исключительного и уникального проекта, получая вместе с тем эстетическое удовольствие и ценный художественный опыт не только в рисовании на бумаге, но и в создании объемных композиций.


    Были и такие выставки - конкурсы детских работ, на которых устраивались творческие состязания и для педагогов ДХШ и ДШИ. Преподаватели показывали свое мастерство в рисовании дружеских шаржей или представляли на суд компетентного жюри умение ставить творческие натюрмортные постановки.


    А ковер их был краше всякого, весь из нитей прочных соткан был, да тесьмой и парчой разукрашенный. Всё холстиночки вплетены в него рукою искусною, колокольчики многозвучные своим звоном весь мир прозванивали.
    А дворец у них – точно сказочный. Как по палочке по волшебной али чуда какого велению, собрался дворец перед зрителем. Зазвучала музЫка дивная, колокольный звон раздавался вдруг. Ожило в тот миг всё творение, птички в зарослях зачирикали, ветви зелены закачалися.



    Позднее по заданному образцу был организован открытый региональный конкурс «Флора и фауна», в котором приняли участие школы пяти городов области. Факт передачи полученного опыта оказывается очень значимым: не только открыть, но и передать это открытие, научить – вот смысл педагогической деятельности.


    Зрители конкурса получили уникальную возможность наблюдать чудесное раскрытие настоящего цветка ириса!



    Невообразимые шляпы и наряды - результат творческой разработки преподавателей-художников и их талантливых учеников.



    Весь живой мир вместил в себя этот дивный костюм! Взмах крыла – и чудесное перевоплощение: сказочная бабочка, представляющая флору нашей планеты, превращается в волшебную птицу, на крыльях который изобразился животный мир во всём его многообразии.



    Главной же ценностью найденного подхода к представлению и оценке детского творчества можно считать то, что педагоги школ организовали не битву умельцев, а настоящий праздник искусства, искусства как такового, слитого воедино из комплекса творческих реализаций (от живописи до танца), искусства, которое, несмотря на условное выделение призеров, выходит единственным победителем, обучая добру и красоте.